Выбрать стенку, закупить краску, нанять вышку На фасадах белгородских домов появляются муралы. Авторы некоторых из них Даша и Егор Коноваленко и Максим Кобзев — художники из команды MadFamPaint.

На фасадах белгородских домов появляются муралы. Авторы некоторых из них  Даша и Егор Коноваленко и Максим Кобзев — художники из команды MadFamPaint. Они нарисовали  Маяковского на улице Маяковского, медсестру на стене медколледжа, вид на Везёлку на  доме по улице Попова и студентов Шурика и Лиду — около БелГУ. Мы поговорили с художниками про стрит-арт в Белгороде, критику и видение города.

СОЗДАНИЕ АРТОВ

Даша: Был какой-то городской конкурс, касающийся украшения фасадов зданий, но мы про него не знали. Нас наняли как исполнителей, чтобы сделать арт на доме по улице Маяковского. Так мы сделали первую работу, и нам понравилось. Заказчики результатом тоже остались довольны, и к нам  стали обращаться новые клиенты. Что касается рисунков медсестры и Шурика и Лиды, то с нашей стороны было больше инициативы: предлагали идеи, учитывали вносящиеся правки.

Нельзя просто выбрать стенку, закупить краску, нанять вышку и идти работать. Макеты должны одобрить глава города и управление архитектуры и градостроительства области. Согласование —  самый сложный этап работы. Не бывает так, что мы сделали макет, его утвердили, и мы пошли рисовать на фасаде.

Егор: подготовка  к созданию изображения на стене дома выглядит примерно так: дают стену, мы делаем макет и отправляем заказчику,  приходят правки, мы делаем ещё один макет с учётом правок, макет утверждают, заключаем договор, закупаем краску и поехали. На подготовку может уйти несколько недель.

Нужно много терпения, чтобы заниматься такими проектами. Есть художники, которые хорошо рисуют, но у них не хватает настойчивости, чтобы выйти на определённый уровень. Чтобы рисовать на фасадах в Белгороде, нужно посещать много кабинетов, общаться с людьми, показывать  портфолио.

Максим: Когда мы делаем рисунок, учимся новому. Каждая работа даёт нам точку роста и понимание, что мы можем улучшить. Если ты остановился, подумал, что  всё уже умеешь, то это будет плохо лично для тебя.

ПРО КОМЬЮНИТИ ХУДОЖНИКОВ

Егор: У нас в Белгороде, к сожалению, комьюнити между художниками  отсутствует. Бывают и неприятные истории: тебе в лицо говорят одно, улыбаются, а потом делают что-то за спиной. Хотелось бы, чтобы мы могли все общаться, помогать друг другу.

Даша: Хочется, чтобы было больше художников, которые готовы лезть на фасады и делать что-то крутое. Зачем писать нам, что можно было бы нарисовать лучше, когда можно пойти и показать, как ты умеешь сам круто рисовать. Мы бы были этому очень рады, потому что в нашей среде не хватает здоровой конкуренции.

Максим: Если мы видим, что у наших коллег что-то не получается, мы не пишем им злые комментарии. Если мы хотим помочь, то приедем к ним и подскажем что-то или напишем в личку. Если работа уже закончена, то не стоит писать, что получилось уродливо. Мы хотим, чтобы художники общались как цивилизованные люди. Мы открыты к общению,  к критике, но критика должна быть конструктивной. Плохо, когда прилюдно ругают человека – это показательная порка. Показательной порки не должно быть, это не очень хорошая практика.

ПРО КОММЕНТАРИИ В ИНТЕРНЕТЕ

Егор: Стараемся не читать комментарии, но не получается. Вчера закончили работу, а сегодня с утра уткнулись в телефоны — читаем отзывы под постами. Хороших  много — белгородцы благодарят, пишут  приятные слова. Но на десять хороших комментариев приходится один плохой, и он, конечно, запоминается больше. Любая критика должна быть чем-то подкреплена. Если мне пишет человек, который сам делает не достаточно качественно с профессиональной точки зрения, то это неприятно. Критика должна быть не такой.

Максим: Критика формулируется по-разному. Можно написать «это моё субъективное мнение» и указать на недостатки в работе, а можно написать «оторвать руки художнику». Такие комментарии воспримем совершенно по-разному. Мы готовы принимать замечания и делать лучше.

Даша: Оградить себя от комментариев не получается. В них может быть и конструктивная критика, поэтому сжимаем зубки и пролистываем всю ленту. Что бы ты не нарисовал на стене чьего-то дома — это вызовет волну возбуждения. Кому-то понравится, кому-то нет. Может, кого-то наша работа так взбудоражит, что он скажет: «Я же могу лучше!». И потом залезет на стену и сделает что-то красивое. Мы кого-то вдохновим. И это скажется положительно на облике города.

Здорово, когда пишут в комментариях, что хотят видеть на домах, присылают примеры. Мы ориентируемся на то, что людям нравится. Но даже если бы у нас было какое-то голосование за макеты, жители города не проголосовали бы за какой-то рисунок единогласно. Не может работа нравиться абсолютно всем.

Во время работы живая реакция у людей всегда положительная. Кто-то проходит мимо и говорит, что классно. А когда ты открываешь какие-то публикации о своей работе, то  в комментариях больше критики. Мне кажется, надо стараться воспринимать живую реакцию. Люди подходят, могут сказать: «Ой, а что это у неё со щекой? Она что, жуёт?» — «Да, жуёт», — отвечаем.

ПРО ГОРОД

Егор: Не нравится типовая застройка в городе. Я конкретно говорю о девятиэтажных панельках. В Белгороде сегодня красиво выглядит только центр города и аэропорт. Район Харьковской горы не реконструируют. И это нехорошо. Давайте по всему городу разместим арты, а не только на улицах с большим трафиком. Людям будет интересно, если у них во дворе будет нарисовано что-то крутое. У нас бояться ярких цветов — Белгород весь бежевого цвета. Мы отправляем на согласование яркие или контрастные макеты и их не согласовывают. Мне нравится офис «Мираторга» на проспекте Богдана Хмельницкого. Здание чёрное с красным, отлично смотрится.

Даша: У нас есть в городе особенность — если улица Гагарина, то надо рисовать именно Гагарина, а не какую-то абстракцию на тему космоса. Мне кажется, надо мыслить шире. С точки зрения функциональности, хороший пример — это нарисованные на доме по Попова дома. Там с определённого ракурса видно, что крыша нарисованного дома совпадает с козырьком дома настоящего.

Максим: Размещать стрит-арт на главных улицах — это хорошо, но еще нужно создавать антураж внутри дворов. Пусть такой рисунок будут видеть только местные жители и их гости, он будет создавать свою атмосферу.

Даша: Среди горожан есть люди, которые хотят украсить город, но они не знают, как это сделать. Есть платформа «Активный горожанин» — это коммуникация с гражданами, но она про плохое. Должны создать открытый диалог с людьми про хорошее. К нам как-то пришла бабушка-соседка и говорит: «Вы же художники, хорошо бы было торец дома украсить. С кем надо договориться?». Она не знает, куда ей обратиться, чтобы дали разрешение на рисунок на фасаде. Никто не знает, куда обращаться.

ПРО СВОБОДУ ТВОРЧЕСТВА

Егор: Одна женщина в комментариях к рисунку Шурика и Лиды написала: «Когда же появятся те художники, которые не срисовывают, а рисуют?». И у меня вопрос к структурам: «Когда же вы дадите нам возможность рисовать в городе то, что мы хотим?».

Максим: Нужно не цепляться за историю, а создавать новое. Муралы с историческими фильмами, на военную тематику — это хорошо, но их должно быть не слишком много. Их надо разбавлять чем-то молодёжным. Мы же молодые люди и хотим, чтобы наши арты ценило и молодое поколение. А тем жителям города, которым сейчас 13 лет, нравится всё ещё более смелое и яркое, чем нам. Для них тоже должны быть рисунки в городском пространстве.

Даша: Мы не хотим нарисовать один фасад так, чтобы он понравился всем без исключения. Надо стремиться делать арты для разных категорий людей. Надо, чтобы было много интересного по городу, и тогда каждый найдет что-то для себя.

 

 

 

 Анна Амирханова, фото из архивов художников, 17 Июля 2020 11:14
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга, проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.